Кайтагская вышивка
Один из уникальных видов Дагестанского искусства – шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее первоначальной фиксации. Чаще всего эти вышивки встречались в Акушинском и Дахадаевском районах (где основная часть населения – даргинцы). Это вышитые шелком панно, размером приблизительно 100х50, со своим оригинальным, неповторимым рисунком. До нас дошли работы, датируемые к.XVIII – н. ХХ вв.
Вышивка выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани. Основа могла быть красной, зеленой, синей или же использовалось полотно натурального цвета, которое потом плотно покрывали вышивкой, создавая фон нужного цвета. Рисунок на полотно наносился контурными стежками. Вышивали мастерицы односторонней гладью в прикреп, используя гладкие, стелющиеся стежки, — техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и долго остававшейся практически утерянной. Исследователи насчитали 16 разнообразных швов и стежков, используемых в кайтагской вышивке, что свидетельствует о многосторонности и мастерстве вышивальщиц. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть, вышивка выступала как оберег. В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты завернутыми в вышивку, вышитой стороной вовнутрь. С этой же целью в некоторых домах вышивкой покрывались сундуки с приданым.Вышивки сопровождали человека и в последний путь. Ими закрывали лицо умершего, также рисунком вниз. Потом ее передавали сыну покойного, оставляя для следующих поколений.
Возможно, что именно ритуальным назначением объясняется столь архаичный орнамент вышивок. Здесь присутствуют символы, идущие из глубины веков и сопровождающие человека еще с доисламского периода: солярные знаки, знаки вечности, мужского и женского начал как символы плодородия, стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей, и др. Нередко на вышивках встречаются антропоморфные изображения.
Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда и вышивали золотой или серебряной нитью. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу вышитого узора, составляли различные символичес
кие знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры. Орнамент вышит в виде крупных плоскостно решенных пятен. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков. Ритуальные вышивки использовали в таких событиях человека как рождение, свадьба или смерть близких людей.
В композиции орнамента часто отсутствует симметрия, но в этом есть своеобразная гармония. Асимметрия придает композиции динамику, ощущение изменчивости. Видимо, поэтому кайтагские вышивки и через много лет выглядят такими живыми. Орнамент кайтагских вышивок вызывает ассоциацию с наскальными рисунками, во многом мотивы кайтагских вышивок перекликаются с орнаментом резного дерева и камня. В более поздних вышивках мы находим элементы, свойственные турецким тканям XVII-XVIII вв.
Цветовая гамма вышивок очень богата. Применяя для окрашивания натуральные красители (марену, индиго, кошениль, грецкий орех, кора разнообразных деревьев и др.), мастерицы старались использовать в своих работах чистые цвета, максимально близкие к природе: красный, синий, светлая охра (коричневатый), бледно-зеленый, белый, золотисто-желтый. Производство этих вышивок было прекращено еще в н. ХХ в. В 1990-е гг., в связи с возросшим к ним интересом, ряд энтузиастов возродили забытое искусство. Шёлковые вышивки, созданные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, украшают сегодня дома современных ценителей этого вида искусства.
Производство этих вышивок было прекращено еще в н. ХХ в. В 1990-е гг., в связи с возросшим к ним интересом, ряд энтузиастов возродили забытое искусство. Шёлковые вышивки, созданные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, украшают сегодня дома современных ценителей этого вида искусства.
Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев, представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (изо льна, конопли или хлопка), крашенные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Орнамент их стар по происхождению и дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастики и перекликается с древней дагестанской петроградикой, встречающейся в горных аулах. Основные места производства – это селения Кайтагского района Баршамай, Карацан, Джибахни и Абше.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |